16:16 Неожиданно возник вопрос... (читать много) | |
История красных дней На протяжении веков существовали самые различные варианты гигиены. Один из древнейших способов – секлюзия (т. е. изоляция) менструирующих женщин от общества. Это было весьма распространено в Полинезии и у африканских племен. В каждом поселении была специальная хижина для менструирующих, в которой должны были находиться женщины во время менструации. Зачем это делалось? Вкратце суть сводится к тому, чтобы изолировать менструирующих женщин с целью обеспечения наибольшей их безопасности. Однако была ли эта цель единственной? Вот цитата из одного историка:
Итак, возникла необходимость развития гигиенических средств, главной задачей которых было как обеспечить впитывание выделений, так и скрыть от окружающих состояние женщины.
В Древнем Риме использовалась материя для прокладок, а иногда – тампоны из шариков шерсти. Есть сведения об использовании тампонов в Древней Греции и Иудее. Но, видимо, наиболее распространенным средством гигиены в древние времена были многоразовые прокладки из того или иного материала типа холста, ткани, шелка, фетра и т. п.
В Полинезии использовали специально подготовленную кору растений, траву, иногда шкуры животных и морские губки. Примерно так же, видимо, поступали и индианки Северной Америки.
Между прочим, средневековые европейцы считали, что если сжечь жабу, то можно облегчить боль во время месячных.
В Америке и Европе конца XIX - начала XX века пользовались многоразовыми самодельными прокладками из фетра или холста, которые после использования складывались в пакет, затем стирались и использовались многократно. Некоторые перенимали китайский метод, используя бумажные конверты. В случаях, когда нести с собой использованную прокладку было невозможно или сохранение прокладки представлялось нецелесообразным, женщины сжигали ее в камине. Обычай сжигать прокладки в камине возник отнюдь не случайно. Дело в том, что унитаз широко распространился лишь в конце XIX века (хотя появился двумя веками раньше). До появления унитаза в Англии (да и во многих европейских странах) женщины писали в горшки, закрываясь при этом в спальне или другом помещении; после горшки выносились прислугой или самой женщиной. Поэтому смена средств менструальной гигиены выполнялась также в комнатах, т. к. специальных туалетных помещений тогда попросту не было. В те времена почти любое жилое помещение оборудовалось камином. Поэтому было проще сжечь прокладку в камине, нежели выносить ее в помойку. Особенно это актуально было, когда женщина путешествовала - в этом случае, видимо, проще было пожертвовать многоразовой прокладкой, нежели таскать ее с собой в течение долгого времени. Для этой цели и использовался камин. В конце XIX века в Англии существовали даже специальные переносные тигли для сжигания прокладок - на те случаи, когда камина под рукой не было!
Привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу или газету и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX века с широким распространением одноразовых прокладок - до этого, как видим, использовалось либо сохранение прокладок для последующей стирки, либо их сжигание или выбрасывание. Тем не менее многоразовые прокладки были неудобными для женщин не только из-за неприятной стирки (что для богатых делали служанки), но и из-за необходимости собирать использованные прокладки во время менструации.
Значительные изменения произошли в период первой мировой войны. Тогда французские сестры милосердия в военных госпиталях заметили, что разработанный американской фирмой «Кимберли Кларк» материал целлюкоттон (что-то наподобие хлопковой ваты, сделанной из целлюлозы), широко поставлявшийся в Европу в военных целях, отлично впитывает менструальные выделения и стали этим пользоваться, фактически создав в Европе первые самодельные, но уже одноразовые прокладки. Однако было очевидно, что женщины очень стесняются менструаций. Реклама или выставление прокладок напоказ было тогда немыслимым, женщины смущались даже покупать прокладки, которые тогда продавались только в аптеках; нередко матери посылали за прокладками маленьких дочерей-несмышленышей. При покупке женщины очень стеснялись даже произносить название продукта, используя лишь последний слог, т. е. «нап». Нап (nap) – по английски значит «салфетка», и этот термин достаточно широко укоренился – в течение многих лет для обозначения прокладок использовалось слово nap т. е. салфетка, хотя прокладки салфетками, естественно, не были. Вскоре Целлюнапы переименовали в Котексы (Kotex), но по прежнему продавали в упаковках без надписей и рисунков.
Тогда фирмы-производители (такие как Kotex, Fax и другие) развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться продуктами той или иной фирмы (самая известная такая книга – «12-й день рождения Марджори Мэй», вызвавшая взрыв возмущения у старомодных моралистов). Компанией Диснея для девочек был сделан просветительский мультфильм о менструации. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов.
Эта политика привела к достаточно быстрому успеху, после чего многоразовые прокладки ушли в прошлое. Тем не менее только сексуальная революция 60-х гг. окончательно сняла многие табу, в том числе и табу на телевизионную и уличную рекламу средств женской гигиены.
Прокладки были разными, и мнения женщин о них весьма различаются. Они были мягкими, но их трудно было установить в нужном положении, они часто сбивались и протекали, даже несмотря на то, что внизу были несколько утолщены. Поэтому женщины носили специальные плотные трусы. На некоторых были специальные приспособления для дополнительного крепления прокладки. Если менструирующая женщина собиралась танцевать или одевать дорогую красивую одежду, то для дополнительной защиты одевали и еще нечто наподобие кушака. Такие прокладки приходилось менять несколько раз в день.
Вообще же японки определенно предпочитают прокладки. Прокладками предпочитают пользоваться также азиатки, латиноамериканки и россиянки. Американки определенно предпочитают тампоны, в Западной Европе распространенность тампонов и прокладок сопоставима. Автор предполагает (но не имеет подтверждений), что мусульманки пользуются только прокладками, причем самодельными, т. к. менструальная реклама в мусульманских странах запрещена.
Поначалу гигиенические средства были дороги, было много дешевых низкокачественных восточноевропейских поделок, поэтому распространение новых средств гигиены шло достаточно медленно. Первыми менструировать в продукты промышленного производства стали богатые дамы, подруги бандитов, воров и других «новых русских». Однако распространению мировых брендов мешала не только высокая цена и общая бедность, но и определенное предубеждение советских женщин против промышленных гигиенических товаров («зачем покупать задорого, когда я и сама могу сделать прокладку гораздо дешевле»). Зарубежные же фирмы изготовители были заинтересованы в скорейшем распространении своих продуктов на российском рынке. И тогда, как и в послевоенной Америке, была пущена в бой реклама, целью которой в нашем случае было убедить россиянок, что менструировать «по старинке» в самодельные прокладки – теперь попросту немодно. Нужно было сломить стереотип и убедить женщин, особенно молодых, что жизнь без Котексов, Тампаксов, Олвэйзов попросту невозможна. Страна буквально захлебнулась в рекламной менструации. Этот поток рекламы, весьма бестактной, громкой и назойливой, поначалу страшно смущал и шокировал как женщин, так и мужчин. Возникло даже движение «Против рекламы прокладок и за девичью честь» (впрочем, заметим, что к девичьей чести прокладки никакого отношения не имеют, скорее наоборот – та, что «блюдет честь» как раз определенно менструирует, в отличие от своих «залетевших» подружек). Однако наглая и напористая реклама свое дело сделала – современное поколение 15 - 25-летних девушек менструирует только в прокладки и тампоны промышленного производства и ни на какие самоделки попросту не согласно (хотя в российской глубинке наверняка не утерян секрет изготовления самоделок). Кроме того, уменьшилось стеснение девушек в этом вопросе – если раньше девушки о своих менструациях в принципе не говорили и чрезвычайно стеснялись всяких упоминаний об этом, то теперь девушки смотрят на менструацию как на вполне естественное явление – интимное, но в принципе не постыдное. Вот за это рекламе можно сказать спасибо. | |
|
Всего комментариев: 0 | |